Прокуратура Молчановского района разъясняет

Прокурор Молчановского района Алексей Сенчуков разъясняет положения статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в части обязанности организаций принимать меры по предупреждению коррупции
Одним из приоритетных направлений государственной политики являются предупреждение и противодействие коррупции. С учетом этого все организации обязаны принимать меры по предупреждению коррупции.
В этой связи в Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», введена статья 13.3 «Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции», согласно которой организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры при условии их комплексного применения в организации должны иметь своей целью образование и внедрение антикоррупционной политики внутри организации с четкой регламентацией такой деятельности.
Частью 2 статья 13.3 указанного Федерального закона предусмотрено, что меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В данной статье под организациями понимаются юридические лица.
Для практической реализации установленных законодательных норм Министерством труда и социальной защиты РФ изданы Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.
Основной акцент в Методических рекомендациях сделан на необходимости проведения организациями независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности, систематической оценки коррупционных рисков, создания процедуры выявления и урегулирования конфликтов интересов, внедрения стандартов поведения, развития внутреннего контроля и организации работы специализированных подразделений по противодействию коррупции. Также значительное внимание уделено правовому просвещению: в Приложении к Методическим рекомендациям содержится краткий обзор положений российского антикоррупционного законодательства, в том числе меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Положения Методических рекомендаций сосредоточены на необходимости:
- использовать возможности локальных правовых актов для применения мер дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений (используя положения ст. 192 ТК РФ);
- обеспечения принципа открытости бизнеса, который достигается путем внедрения в проекты договоров стандартной антикоррупционной оговорки, и внесения в трудовые договоры с работниками обязанности соблюдения антикоррупционных ограничений;
- разработки и принятия «Антикоррупционной политики организации», предусматривающей меры профилактики коррупции, адекватные коррупционным рискам, которые может испытывать организация, при этом идти по пути применения «недорогих, дешевых мер»;
- ежегодно использовать декларации о конфликте интересов (типовая анкета содержит более сотни вопросов);
- введения процедур защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности организации, от формальных и неформальных санкций;
- периодической оценки коррупционных рисков в разных сферах деятельности организации и их предупреждение;
- создание специальных подразделений или определение субъектов, уполномоченных осуществлять профилактику коррупции в организации;
- разработки и принятия кодекса этики служебного поведения работников организации (в котором затрагиваются детальные вопросы профилактики коррупционных проявлений, вплоть до допустимых пределов политики обмена подарками в ходе деловых мероприятий);
- принятие мер по предупреждению коррупции при взаимодействии с организациями-контрагентами и в зависимых организациях (данная мера предусматривает анализ репутации проверяемых субъектов).
По результатам осуществления надзорных мероприятий в 2016 году прокуратурой района установлены факты неисполнения указанной обязанности, что явилось основанием внесения 3 представлений об устранении нарушений закона. Представления рассмотрены и удовлетворены.



Ю.А. Лисунова, 8 (38 256) 2-14-41

 

Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!